Боль в тазобедренном суставе

Боль в области тазобедренного сустава является довольно распространенной жалобой, особенно у людей после 50 лет.  Она может быть вызвана целым рядом причин, поэтому необходимо определение ее точной локализации, которая дает ценную информацию о происхождении патологического процесса. Для этого будет нелишним разобрать основные анатомические особенности строения тазобедренного сустава.

Анатомия тазобедренного сустава

Тазобедренный сустав относят к так называемым шаровидным или многоосным суставам. Данный сустав в ходе эволюции человека и развития прямохождения взял на себя основную опорную нагрузку при ходьбе, беге и переносе тяжестей.

В нем возможны движения во всех трех плоскостях: сгибание и разгибание по фронтальной оси, отведение и приведение в сагиттальной оси, пронация и супинация в вертикальной оси, а также циркумдукция – вращательное движение бедренной кости по кругу.

Суставная впадина тазобедренного сустава представлена тазовой костью (вертлужная впадина). По ее краю прикрепляется хрящевая вертлужная губа, которая значительно увеличивает глубину впадины, а кроме этого создает присасывающий эффект. К суставной впадине прилежит головка бедренной кости, которая через шейку бедра соединяется с телом бедренной кости. Между вертлужной впадиной и головкой бедренной кости располагается плотный суставной хрящ. Сустав окружает мощная суставная капсула, укрепляемая связками и мышцами.

Причины появления болевого синдрома в тазобедренном суставе

Патологический процесс в самом тазобедренном суставе, как правило, приводят к боли по внутренней стороне бедра или в паху. Боль в тазобедренном суставе, которая ощущается по внешней стороне бедра, ее верхней части или наружной ягодичной области обычно вызвана проблемами с мышцами, связками, сухожилиями и другими мягкоткаными образованиями, которые окружают тазобедренный сустав. Кроме того, нарушения тонуса мышц, окружающих тазобедренный сустав, могут вызвать отраженную боль в нижней части спины.

Основными причинами боли считаются:

1. Артриты

- Остеосаркома
- Лейкозы

5. Другие причины

- Аваскулярный некроз головки бедренной кости
- Болезнь Легга-Кальве-Пертеса (у детей)
- Остеомиелит
- Остеопороз
- Синовит

Роль мышечных дисбалансов в развитии болевого синдрома в тазобедренном суставе

Далеко не все причины, приводящие к боли в тазобедренном суставе, требуют хирургического лечения. Многие из заболеваний, особенно на ранних стадиях, успешно поддаются функциональной коррекции при помощи лечебной физкультуры. Это обусловлено тем, что довольно часто болевой синдром связан с нарушениями биомеханических равновесий в мышечных группах, которые окружают тазобедренный сустав.

Поскольку работа каждой мышцы влияет на функцию тазобедренного сустава в целом, дисбаланс мышечных групп в результате их гипертонуса и гипотонуса приводит к нарушению равномерного распределения нагрузки от головки бедренной кости на всю поверхность вертлужной впадины.

Нарушение тонуса мышц, стабилизирующих тазобедренный сустав заключается в том, что одни мышечные группы перенапрягаются, а другие, наоборот, слишком расслабляются.

Например, гипертонус подвздошно-поясничной мышцы, илиотибиального тракта и срединной головки четырехглавой мышцы бедра вызывает повышенную компрессию на тазобедренный сустав. На суставных поверхностях возникают различные зоны перегрузки, в которых постепенно, день за днем, происходит разрушение гиалиного хряща, покрывающего суставную вертлужную впадину и головку бедренной кости. Также могут изменяться направление скольжение головки бедренной кости и объем ее движений. В результате значительных перегрузок появляются зоны нарушения регенерации хряща. Все это приводит к воспалению в суставе – артриту, который становится еще одним разрушающим сустав фактором.

Лечение боли в тазобедренных суставах в условиях Reaclinic

Для медикаментозной коррекции изменений хрящевых тканей и борьбы с воспалительно-дегенеративными изменениям внутрисуставных структур при длительно существующей перегрузке различных отделов тазобедренного сустава в REACLINIC используется целый комплекс методов:
•    обезболивающая и противовоспалительная терапия (НПВС);
•    противоотечная терапия;
•    плазма, обогащенная тромбоцитами (ОТП);
•    хондропротекторы и др.

Но все же для купирования болевого синдрома в тазобедренных суставах наилучшим функциональным способом служит кинезиотерапия (ЛФК).

Также в клинике проводятся групповые занятия лечебной физкультурой.

Целью кинезиотерапии (ЛФК) является восстановление и нормализации тонуса в ведущих мышечных группах для синхронизации их функционирования. Это существенно уменьшает механическую перегрузку сустава и способствует улучшению результатов использования медикаментозной терапии.
В курс кинезиотерапии включают комплекс специфических физических упражнений (лечебную физкультуру), кинезиотейпирование, различные виды мануального воздействия (мягкие и жесткие техники мануальной терапии, массаж), изготовление индивидуальных ортопедических стелек для коррекции рессорной функции стоп.

Что делать, если все же Вам показана операция?

Основным принципом ортопедических вмешательств на тазобедренном суставе является их максимально позднее проведение. Поскольку протез тазобедренного сустава имеет ограниченный срок службы, отодвигание срока операции уменьшает вероятность повторного протезирования.

Поэтому поддержание функции сустава при умеренном болевом синдроме с помощью лечебной физкультуры, мануальных воздействий и вспомогательной физиотерапии считает более чем целесообразной.

Также в плане периоперационной подготовки к имплантации протеза тазобедренного сустава на первом месте стоят мероприятия по укреплению мышечно-связочного аппарата.

Адекватная нормализация тонуса мышц и физическая тренированность значительно ускоряют послеоперационную реабилитацию и позволяют применять особые виды упражнений, воздействующих на стабилизацию измененных биомеханических равновесий. А это в свою очередь, очень хорошо раскрывает потенциал, который заложен в организме и способствует скорейшему выздоровлению.

Запишитесь на консультацию специалиста по телефону (812) 385-58-09 или через наш сайт