УЗИ мышц и нервов

Возможности ультразвуковой диагностики при исследованиях периферических нервов

Ультразвуковое исследование (УЗИ) применяется в качестве дополнительного метода инструментальной диагностики при заболеваниях периферических нервов конечностей.

Показаниями для проведения УЗИ являются:
-   Посттравматические невропатии с признаками полного аксонального поражения по данным электронейромиографии (ЭНМГ) для исключения или подтверждения разрыва нерва.
-   Туннельные невропатии - дополнительно к клиническому исследованию и ЭНМГ для выявления причин сдавления нерва
-   Пальпируемые образования в проекции нервных стволов.
-   Отсутствие клинического улучшения после выполнения операции декомпрессии для визуальной оценки полноты рассечения ретинакулума карпального канала.
-   Диагностика невромы Мортона.

Преимущества УЗИ в сравнении с другими методами визуализации:
-   Простота исполнения и интерпретации данных. Относительно низкая стоимость.
-   Отсутствие воздействующего на организм ионизирующего излучения (в сравнении с КТ и рентгенографией).
-   Высокий уровень дифференциации нервного ствола и его волокнистой структуры.
-   Отсутствие ограничений связанных с наличием: металлических имплантов, кардиостимуляторов, клаустрофобии (в сравнении с МРТ).
-   Способность оценивать в режиме реального времени движение анатомических структур (сухожилий, мышц, фасций, костных выступов).
-   Возможность проведения многократных исследований.
-   Использование допплеровских методик для оценки васкуляризации нерва.

На конечностях доступны для визуализации: срединный, локтевой, лучевой, бедренный, седалищный, большеберцовый, малоберцовый нервы, плечевое сплетение.

При патологии за счет утолщения нервного ствола и снижения его плотности уровень визуализации возрастает, что делает доступными и более мелкие нервы: латеральный кожный нерв бедра, ветви лучевого и малоберцового нервов, межпальцевые и др.

Ограничения сонографического метода:
-   Невозможность визуализации нервных стволов в местах их прохождения под костными структурами (подключичный отдел плечевого сплетения).
-   Снижение качества визуализации при глубоком расположении нервного ствола, особенно у пациентов с большой массой тела (большеберцовый нерв в средней трети голени, седалищный нерв в ягодичной области).

Причины повреждения нерва доступные для УЗ диагностики:
-   Состояния, предрасполагающие к развитию компрессионного синдрома: чаще это аномальные мышцы и сосуды в туннелях.
-   Факторы непосредственно вызывающие острое или хроническое сдавление нерва:
-   Интраневральные и периневральные опухоли и кисты.
-   Синовиты с расширением полости суставов и сухожильных влагалищ.
-   Патология сосудов (тромбоз, аневризма).
-   Утолщение связки или фасции ограничивающей туннель.
-   Краевые костные разрастания.
-   Периневральный отек или гематома.
-   Инфильтрация и уплотнение окружающих нерв мягких тканей при ряде заболеваний (эндокринопатии, болезни накопления, подагра и др.)
-   Переломы и вывихи костей.
-   Металлоконструкции.
-   При функциональных тестах анализируя смещение нерва и окружающих его анатомических структур в режиме реального времени можно выявить:
-   Вывих нерва из анатомического ложа с его хронической ирритацией о костный выступ.
-   Вовлечение нерва в рубцово-спаечный процесс с сухожилием или мышцей.

Примеры:

Нормальный нерв: равномерная толщина, средняя эхогенность, отчетливая дифференциация эпиневрия, периневрия и пучков нервных волокон.

Карпальный синдром. Уплощение нерва в туннеле (пунктирная стрелка). Отек и утолщение  нерва  проксимальнее и дистальнее места компрессии (белые стрелки).  Снижение эхогенности. Потеря волокнистой эхоструктуры.

Ганглиевая киста (пунктирная стрелка) в дистальном отделе карпального канала с компрессией срединного нерва (белые стрелки).

Липома (пунктирная стрелка)  карпального канала с компрессией срединного нерва (белые стрелки).