Нэлля Тарасова

Патологические изменения на радиологических методах исследования и их связь с болями в спине

При проведении радиологических исследований могут быть выявлены следующие заболевания, выступающие причиной боли в спине:

Дегенеративная болезнь диска.

Проблемы с межпозвонковыми дисками обуславливают большую часть дегенеративных изменений позвоночника, проявляющихся болью в спине. Как правило, это такие патологии диска, при которых болевой синдром вызван раздражением фиброзного кольца и/или дурального мешка, а компрессия корешка отсутствует. Процесс дегенерации диска происходит следующим образом: часть пульпозного ядра вклинивается в радиальную трещину поврежденного фиброзного кольца, наружные слои которого сильно растягиваются, в результате чего возникает дискогенная боль.

Максимальная локализация такого болевого синдрома – пояснично-крестцовый отдел. Часто боль сопровождается иррадиацией в ягодицу и бедро, а также усиливается при сгибании.

Основные причины дегенерации межпозвонковых дисков:

- механический износ тканей;
- уменьшение питания диска;
- сокращения числа клеток и их активности;
- изменения количества и качества синтезируемого коллагена и протеогликанов (возрастные причины). Безусловно, грыжа не является единственным и обязательным последствием повреждения диска, ее может и не быть, однако сама по себе дегенерация оказывает влияние на функцию и структуру позвоночника.

В результате дегенерации диск не может осуществлять функцию по скреплению позвонков, происходит нарушение биомеханики движения позвоночника, появляются нестабильность, смещение позвонков, что, в свою очередь, может привести к стенозу позвоночного канала. Все перечисленные выше последствия влекут за собой боли в спине и другую клинико-неврологическую симптоматику.

Как правило, при повреждении позвоночника рефлекторно происходит мышечный спазм. Сам по себе такой спазм уже может быть причиной болей в спине, независимо от того, что его вызвало. Напряженные мышцы, в том числе ассиметрично, указывают на наличие миотонического болевого синдрома. При длительном спазме в мышечных волокнах происходят дистрофические изменения, ведущие к рубцеванию и образованию моифасциальных узлов. В основном такие узлы появляются в местах прикрепления мышц к костям. Именно узлы зачастую являются источником перманентной боли, усиливающейся при пальпации. В таком случае имеет место быть миофасциальный болевой синдром, встречающий приблизительно в половине случаев болей в спине.

Грыжа межпозвонкового диска представляет собой локальное смещение дискового материала за пределами межпозвонкового дискового пространства. В зависимости от формы смещенного материала грыжа диска может иметь форму протрузии или экструзии.

Протрузия имеется в том случае, если самое большое расстояние, в любой плоскости, между краем дискового материала (расположенного вне дискового пространства)  меньше, чем расстояние между краями основания диска в той же самой плоскости.
Экструзия  имеется в случае, когда, по крайней мере, в одной плоскости любое расстояние между краями дискового материала, расположенного вне дискового пространства, больше расстояния между краями основания в той же самой плоскости, или когда нет непрерывности между дисковым материалом вне дискового пространства и в пределах диска.
Секвестр - это когда перемещенный дисковый материал потерял полностью непрерывность с диском.

Клиническая картина при грыже межпозвонкового диска в поясничном отделе позвоночника:

Артроз межпозвонковых суставов (спондилоартроз, фасеточный синдром) -  заболевание, вызванное дегенеративно-дистрофическим поражением межпозвонковых суставов позвоночника. Данное заболевание возникает в результате увеличенной нагрузки на суставы при наличии дегенерации диска. В 15-40% случаев болей в поясничном отделе позвоночника их причиной является спондилоартроз.

Причина развития боли при фасеточном синдроме
•    Растяжение, микроразрывы капсулы сустава
•    Воспалительная реакция
•    Боль механического происхождения
•    Прорастание рецепторов

Признаки  фасеточного болевого синдрома при лучевой диагностике:
•    Гипертрофия/деформация суставов
•    Измененный сигнал от хряща
•    Измененная суставная щель
•    Наличие остеофитов

Спондилоартроз характеризуется болевым синдромом в пояснично-крестцовом отделе позвоночника – над больным суставом, с переходом в ягодицу, верх бедра, копчик, тазобедренный сустав и в некоторых случаях – в паховую область. Как правило, боль двусторонняя. Усиление болевого синдрома происходит в результате длительного пребывания в положении стоя, наклонов или поворотов в больную сторону, изменения положения туловища (лежа-сидя). Стараясь уменьшить боль, пациенты проводят время в положении сидя, либо используют внешнюю опору (стол, перила). По утрам больные отмечают наличие скованности, избавиться от которой можно только с помощью разминочных упражнений.

Окончательное и достоверное установление диагноза «спондилоартроз» осуществляется после проведения диагностической блокады межпозвонкового сустава с использованием рентгеновского аппарата и местной анестезии.