Евгения

Эндоскопическое чрескожное удаление фораминальных и экстрафораминальных грыж диска

Фораминальная грыжа – это грыжа межпозвонкового диска, располагающаяся в области фораминального отверстия (место выхода спинномозгового корешка из позвоночного канала). Фораминальное отверстие представляет собой канал длиной около 1,5 см расположенный между корнями дуг 2-х смежных позвонков и межпозвонковым суставом.

Фораминальные грыжи дисков подразделает на 3 вида:
- Фораминальные медиальные  - расположенные у входа межпозвонкового отверстие.
- Интрафораминальные - расположенные в межпозвонковом отверстии.
- Фораминальные латеральные - расположенные у выхода из межпозвонкового отверстия.

Экстрафораминальная грыжа - это грыжа межпозвонкового диска, расположенная за пределами межпозвонкового отверстия – латеральнее корней дуг позвонка.

Фораминальные и экстрафораминальные грыжи выделены в отдельную группу в виду сложности их диагностики и хирургического лечения, а также выраженностью клинико-неврологических проявлений. Болевой синдром у больных с фораминальными грыжами имеет обычно острое начало и почти сразу же приобретает интенсивный характер. Пациенты находятся в вынужденной болевой позе. Указанные боли плохо поддаются консервативно терапией. Кроме того, болевой синдром почти всегда сопровождается очаговой неврологической симптоматикой в виде слабости в ноге и онемения. Вовлечение в патологический процесс спинномозгового ганглия при экстрафораминальных грыжах приводит к тому, что помимо боли наблюдаются жжение, парестезии, гиперпатия, связанные с раздражением ганглия.

Наиболее информативным методом диагностики является магнитно-резонансная томография (мощность магнита не менее 1,5 Тесла) пояснично-крестцового отдела позвоночника тонкими срезами в трех плоскостях.

Консервативная терапия при таких грыжах, как правило, не приносит облегчения. После неэффективной консервативной терапией пациенты обычно обращаются за хирургическим лечением.

Традиционной микродискэктомией интерланимарным доступом адекватно удалить латеральные фораминальные и в особенности экстрафораминальные грыжи невозможно.  Требуется выполнение больших травматичных доступов с резекцией части, либо полностью межпозвонкового сустава, что удлиняет время операции и может сопровождаться большим кровотечением. После удаления фасеточного сустава часто развивается нестабильность позвоночно-двигательного сегмента, сколиоз в поясничном отделе с остаточными болями в спине.

Для удаления таких грыж нами используется уникальный чрескожный эндоскопический трансфораминальный и экстрафораминальный доступы. Под рентгенологическим и эндоскопическим контролем устанавливается рабочая канюля и эндоскоп в место непосредственного расположения грыжи в область межпозвонкового отверстия.

Данный доступ на сегодняшний день, несомненно, является наименее инвазивным, безопасным и при этом эффективным из всех возможных вариантов удаления подобных грыж.

Операция проходит под рентгенологическим и эндоскопическим контролем без разрезов (прокол в коже 7 мм) в водной среде. Вид с камеры эндоскопа передается на экран монитора.

Схема трансфораминального доступа

Положение эндоскопа во время операции