Беловолова Марина Юрьевна

Лечение спины

Самой распространенной жалобой на приеме у невролога является боль в спине. Как от нее избавиться и предотвратить ее появление в будущем? Вопрос о том, что делать, когда болит спина, беспокоит всех пациентов, но ответить врач не всегда может сразу.

Для начала необходимо разобраться, как боль возникла, когда она усиливается и при каких условиях стихает. Затем с помощью неврологического осмотра доктор выясняет локализацию и предположительную причину боли. После этого составляется  план обследования: лабораторные тесты крови, нейровизуализация и функциональные исследования, которые позволяют  с большей точностью определить причину и локализацию источника болевого синдрома.

От причины, вызвавшей боль, будет зависеть тактика ее лечения и прогноз на выздоровление. До того момента, когда будут пройдены необходимые обследования, врач назначает синдромальную терапию, т.е. медикаментозное  воздействие на очаг боли. Это необходимо, так как длительное существование боли может привести к необратимым изменениям в очаге, и, возможно, к неизбежному оперативному вмешательству. После выяснения причины и точной локализации источника болевых ощущений назначается комплексная этиотропная и адекватная по длительности воздействия терапия с учетом всех противопоказаний, имеющихся у конкретного пациента.

Наиболее распространенной причиной сильной боли в спине являются различные проявления остеохондроза. Как правило, запускающими факторами  в таких ситуациях могут быть: переохлаждение, поднятие тяжестей, резкое изменение положения  корпуса  относительно вертикальной оси, длительное пребывание в неудобной позе (за рулем, перед компьютером и т.п.).  Самое главное  в  успешном избавлении  от болевых ощущений при остеохондрозе и его проявлениях– это понимание, что само возникновение боли в настоящий момент не случайно!

Для этого сложились определенные предпосылки в виде нарушения обмена веществ в  межпозвоночных дисках и окружающих их тканях. Важный компонент нарушения скорости и качества обмена веществ в дисках - малая активность мышечно-связочного аппарата  межпозвоночных суставов, которые служат для поддержания равновесия тела в пространстве и какой-либо позы.

Известно, что для мышц губительно бездействие. Собственные мышцы спины атрофируются, и это неизбежно приводит к спинальным  «катастрофам» - образованию  грыж. Наши специалисты знают об этой проблеме и не скрывают ее от пациентов. Если человек осознаёт причину своей проблемы, он  без иллюзий подходит к ее решению. Нет такой таблетки, которая бы навсегда устранила боль, вызванную остеохондрозом и его сопутствующими состояниями. «Пассивное» излечение в данной ситуации невозможно, то есть только массаж, физиотерапия или любая другая процедура не избавят от причины возникновения боли.

Лечение должно быть комплексным, включающим несколько процедур, например, мануальную терапию, и обязательно кинезиотерапию (специальную гимнастику, направленную на развитие и укрепление собственных мышц спины, современное воплощение ЛФК). Эта гимнастика не требует много времени и  все нюансы по её выполнению доносятся индивидуально до каждого пациента. Непосредственно в клинике используются  тренажеры из Германии, которые были разработаны специально для лечения болей в спине.

Необходимо пациентам знать и то, что наличие больших секвестрированных грыж не позволяет применять консервативную терапию, а требует операции. Но  не стоит откладывать решение проблемы в долгий ящик из-за боязни самого факта хирургии, т.к. современная медицина достигла  больших высот, и технологии, используемые в ее практике, малоинвазивны и малотравматичны. Они позволяют сократить время послеоперационной реабилитации до минимума. И, конечно, нужно помнить, что сама по себе операция не устранит причину, приведшую к такому осложненному течению остеохондроза. После операции нужно будет заняться укреплением мышечного корсета, чтобы предотвратить рецидивы.